Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2021
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 19496

Централизованное тестирование по биологии, 2021

1.  
i

Био­ло­ги­че­ский объ­ект, ко­то­рый яв­ля­ет­ся эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня ор­га­ни­за­ции живых си­стем, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

 

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
2.  
i

Зо­оце­ноз  — это ком­по­нент:

1) био­то­па;
2) гид­ро­то­па;
3) био­це­но­за;
4) фи­то­це­но­за;
5) ми­ко­це­но­за.
3.  
i

Чрез­мер­ное ис­поль­зо­ва­ние в сель­ском хо­зяй­стве ми­не­раль­ных удоб­ре­ний и пе­сти­ци­дов  — это одна из при­чин:

1) за­гряз­не­ния почвы;
2) опрес­не­ния мор­ской воды;
3) рас­ши­ре­ния озо­но­во­го слоя;
4) воз­ник­но­ве­ния пар­ни­ко­во­го эф­фек­та;
5) фи­зи­че­ско­го ан­тро­по­ген­но­го за­гряз­не­ния.
4.  
i

Геном ку­ку­ру­зы был из­ме­нен путем генно-ин­же­нер­ных опе­ра­ций и со­дер­жит ак­тив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щие гены дру­го­го ор­га­низ­ма. Такая ку­ку­ру­за на­зы­ва­ет­ся:

1) транс­ген­ной;
2) чи­стой ли­ни­ей;
3) ис­кус­ствен­ной;
4) ге­те­ро­зи­гот­ной;
5) ав­то­по­лип­ло­ид­ной.
5.  
i

Хитин  — это:

1) ди­пеп­тид;
2) ди­са­ха­рид;
3) по­ли­пеп­тид;
4) по­ли­са­ха­рид;
5) мо­но­са­ха­рид.
6.  
i

Для трех видов живых ор­га­низ­мов (a−в) были уста­нов­ле­ны диа­па­зо­ны пе­ре­но­си­мых тем­пе­ра­тур:

а)  от −20 °С до +35 °С; б) от −10 °С до +55 °С; в) от +5 °С до +50 °С.

Рас­по­ло­жи­те дан­ные виды в по­ряд­ке уве­ли­че­ния их эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­сти:

1) а → б → в;
2) а → в → б;
3) б → а → в;
4) в → а → б;
5) в → б → а.
7.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­ме­ров че­ты­ре можно от­не­сти к одной форме есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те «лиш­ний» при­мер, ко­то­рый к этой форме от­бо­ра не от­но­сит­ся:

1) под­дер­жа­ние опре­де­лен­ной длины вен­чи­ка у цвет­ков, опы­ля­е­мых шме­ля­ми;
2) ре­дук­ция пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у чер­вей при пе­ре­хо­де к эн­до­па­ра­зи­тиз­му;
3) су­ще­ство­ва­ние ла­ти­ме­рии и дру­гих ре­лик­то­вых ор­га­низ­мов в не­из­мен­ном виде;
4) пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние медуз, име­ю­щих ти­пич­ное по­лу­про­зрач­ное тело;
5) ги­бель длин­но­ухих и ко­рот­ко­ухих зай­цев и пре­иму­ще­ствен­ное вы­жи­ва­ние осо­бей со сред­ни­ми раз­ме­ра­ми ушных ра­ко­вин при рез­ких ко­ле­ба­ни­ях тем­пе­ра­ту­ры.
8.  
i

Из пяти при­ве­ден­ных при­зна­ков че­ты­ре можно от­не­сти к одной боль­шой че­ло­ве­че­ской расе. Ука­жи­те «лиш­ний» при­знак, ко­то­рый к этой расе не от­но­сит­ся:

1) тем­ные глаза;
2) тол­стые губы;
3) вью­щи­е­ся во­ло­сы;
4) ис­то­ри­че­ский ареал — боль­шая часть Азии;
5) тем­ный цвет кожи (силь­нее всего пиг­мен­ти­ро­ва­на в срав­не­нии с дру­ги­ми ра­са­ми).
9.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ния:

а)  ка­ри­о­тип муж­чи­ны, стра­да­ю­ще­го фе­нил­ке­то­ну­ри­ей,  — ...;

б)  для опре­де­ле­ния вли­я­ния ге­не­ти­че­ских фак­то­ров и усло­вий среды на раз­ви­тие фе­но­ти­пи­че­ских при­зна­ков ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка ис­поль­зу­ет­ся ... метод ис­сле­до­ва­ния.

1) а — 44А + XX; б — близ­не­цо­вый;
2) а — 44А + XY; б — близ­не­цо­вый;
3) а — 46А + XY; б — ци­то­ге­не­ти­че­ский;
4) а — 44А + X0; б — ци­то­ге­не­ти­че­ский;
5) а — 43А + XXY; б — ге­не­а­ло­ги­че­ский.
10.  
i

Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n) и ко­ли­че­ство хро­ма­тид (c) в клет­ке, обо­зна­чен­ной на схеме спер­ма­то­ге­не­за циф­рой 4:

1) 1n1c
2) 1n2c
3) 1n4c
4) 2n1c
5) 2n4c
11.  
i

В ана­фа­зе ми­то­за:

1) про­ис­хо­дит ре­пли­ка­ция мо­ле­ку­лы ДНК;
2) на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся ве­ре­те­но де­ле­ния;
3) хро­мо­со­мы упо­ря­до­чен­но рас­по­ла­га­ют­ся на эк­ва­то­ре клет­ки;
4) хро­мо­со­мы дес­пи­ра­ли­зу­ют­ся, раз­ру­ша­ют­ся нити ве­ре­те­на де­ле­ния;
5) сест­рин­ские хро­ма­ти­ды рас­хо­дят­ся к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки.
12.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) ри­бо­со­ма со­сто­ит из боль­шой и малой субъ­еди­ниц;
2) одна из функ­ций ми­то­хон­дрий — об­ра­зо­ва­ние ди­зо­сом;
3) клет­ки рас­те­ния под мик­ро­ско­пом впер­вые рас­смот­рел М. Шлей­ден;
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть и ком­плекс Голь­д­жи — дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды клет­ки;
5) ги­а­ло­плаз­ма — это со­во­куп­ность пе­ри­фе­ри­че­ских и ин­те­граль­ных бел­ков ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны.
13.  
i

Ука­жи­те по­ня­тия, не­по­сред­ствен­но не от­но­ся­щи­е­ся к про­цес­су фо­то­син­те­за:

а)  вос­ста­нов­ле­ние НАДФ+; б) АТФ-син­те­та­за; в) грана; г) пеп­тид­ная связь; д) гли­ко­ген.

1) а, в;
2) б, г;
3) б, д;
4) в, г;
5) г, д.
14.  
i

На схеме стро­е­ния цвет­ка стол­бик пе­сти­ка обо­зна­чен циф­рой:

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
15.  
i

Ви­до­из­ме­нен­ным по­бе­гом яв­ля­ет­ся:

1) лист бе­ре­зы;
2) сте­бель ку­ку­ру­зы;
3) кор­не­плод свек­лы;
4) клу­бень кар­то­фе­ля;
5) ко­рень по­до­рож­ни­ка.
16.  
i

Круп­ный, чаще под­ко­во­об­раз­ный хло­ро­пласт и бес­по­лый спо­соб раз­мно­же­ния не­по­движ­ны­ми спо­ра­ми ха­рак­тер­ны для:

1) амебы;
2) эв­гле­ны;
3) хло­рел­лы;
4) не­ни­цил­ла;
5) ин­фу­зо­рии.
17.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ние, не­вер­ное в от­но­ше­нии листа по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

1) у лю­пи­на лист паль­ча­то­слож­ный, ли­сточ­ки в нем при­креп­ля­ют­ся к вер­хуш­ке об­ще­го че­реш­ка;
2) ли­сто­вая мо­за­и­ка — осо­бое рас­по­ло­же­ние ли­стьев на стеб­ле, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет их мак­си­маль­ное осве­ще­ние;
3) ли­сто­вая пла­стин­ка рас­те­ний про­ни­за­на жил­ка­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми столб­ча­той па­рен­хи­мой, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют про­цесс фо­то­син­те­за;
4) лист, ко­то­рый имеет рас­ши­рен­ное ос­но­ва­ние, охва­ты­ва­ю­щее узел на­по­до­бие за­мкну­той иди не­за­мкну­той труб­ки, на­зы­ва­ет­ся вла­га­лищ­ным;
5) сна­ру­жи ли­сто­вая пла­стин­ка по­кры­та эпи­дер­ми­сом, ко­то­рый предо­хра­ня­ет внут­рен­ние ткани листа от вы­сы­ха­ния и по­вре­жде­ния, а также обес­пе­чи­ва­ет га­зо­об­мен и ис­па­ре­ние воды.
18.  
i

Грибы от­ли­ча­ют­ся от боль­шин­ства рас­те­ний тем, что они:

1) пи­та­ют­ся ге­те­ро­троф­но;
2) имеют кле­точ­ное стро­е­ние;
3) могут раз­мно­жать­ся бес­по­лым спо­со­бом;
4) по­гло­ща­ют из почвы воду и ми­не­раль­ные соли;
5) в ка­че­стве за­пас­но­го уг­ле­во­да ис­поль­зу­ют крах­мал.
19.  
i

Из­вест­но, что бак­те­рия яв­ля­ет­ся анаэ­роб­ной па­то­ген­ной ба­цил­лой. Вы­бе­ри­те из тек­ста пред­ло­же­ния, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния ука­зан­ных выше при­зна­ков бак­те­рии:

 

(1)Столб­няк  — острое ин­фек­ци­он­ное за­бо­ле­ва­ние, вы­зы­ва­е­мое бак­те­ри­ей. (2)Это круп­ная грам­по­ло­жи­тель­ная па­лоч­ко­вид­ная бак­те­рия, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щая один из самых силь­ных био­ло­ги­че­ских ядов. (3)По­верх­ность клет­ки по­кры­та мно­го­чис­лен­ны­ми жгу­ти­ка­ми. (4)Бак­те­рия об­ра­зу­ет оваль­ные споры, пре­вы­ша­ю­щие диа­метр клет­ки в 2−3 раза. (5)Они устой­чи­вы к воз­дей­стви­ям внеш­ней среды и могут дли­тель­ное время со­хра­нять­ся в почве. (6)Для сво­е­го раз­ви­тия эта бак­те­рия не тре­бу­ет на­ли­чия сво­бод­но­го кис­ло­ро­да.

1) 1, 2, 4;
2) 1, 2, 6;
3) 1, 5, 6;
4) 2, 3, 5;
5) 3, 4, 6.
20.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

а)  плос­кие черви  — раз­дель­но­по­лые жи­вот­ные с внут­рен­ним опло­до­тво­ре­ни­ем; б) у пла­на­рии ки­шеч­ник слепо за­мкну­тый, аналь­но­го от­вер­стия нет; в) у плос­ких чер­вей нет кро­ве­нос­ной си­сте­мы; г) для про­фи­лак­ти­ки за­ра­же­ния че­ло­ве­ка бы­чьим цеп­нем не­об­хо­ди­мо уни­что­жать мух  — пе­ре­нос­чи­ков финн червя.

1) а, б;
2) а, в;
3) б, в;
4) 6, г;
5) в, г.
21.  
i

У ма­ло­го пру­до­ви­ка:

а)  ор­га­ном вы­де­ле­ния яв­ля­ет­ся почка; б) раз­бро­сан­но-уз­ло­вая нерв­ная си­сте­ма; в) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма; г) пря­мое раз­ви­тие.

1) а, б, г;
2) а, в, г;
3) б, в;
4) толь­ко а;
5) толь­ко б.
22.  
i

У жи­вот­но­го, серд­це ко­то­ро­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке, можно об­на­ру­жить:

1) ту­ло­вищ­ные почки;
2) аль­вео­ляр­ные лег­кие;
3) глаза без век, с ша­ро­вид­ным хру­ста­ли­ком;
4) язык, раз­дво­ен­ный на конце и слу­жа­щий ор­га­ном ося­за­ния;
5) по­сто­ян­ную тем­пе­ра­ту­ру тела, не за­ви­ся­щую от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды.
23.  
i

В со­став моз­го­во­го от­де­ла че­ре­па че­ло­ве­ка не вхо­дит... кость:

1) лоб­ная;
2) те­мен­ная;
3) ви­соч­ная;
4) за­ты­лоч­ная;
5) верх­не­че­люст­ная.
24.  
i

Цен­траль­ный отдел слу­хо­вой сен­сор­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в себя:

1) слу­хо­вой нерв;
2) слу­хо­вые ко­сточ­ки;
3) ба­ра­бан­ную по­лость;
4) во­лос­ко­вые клет­ки кор­ти­е­ва ор­га­на;
5) кору ви­соч­ной доли боль­ших по­лу­ша­рий.
25.  
i

Че­ло­век на­хо­дит­ся в по­ме­ще­нии, воз­дух в ко­то­ром уме­рен­но увлаж­нен и охла­жден до +5 °C. Ука­жи­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ный в дан­ных усло­ви­ях ме­ха­низм тер­мо­ре­гу­ля­ции:

1) умень­ше­ние теп­ло­про­дук­ции путем мы­шеч­ной дрожи;
2) уве­ли­че­ние теп­ло­от­да­чи путем сни­же­ния по­то­от­де­ле­ния;
3) умень­ше­ние теп­ло­от­да­чи путем суже­ния кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи;
4) умень­ше­ние теп­ло­от­да­чи путем рас­ши­ре­ния кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи;
5) умень­ше­ние теп­ло­про­дук­ции путем суже­ния кро­ве­нос­ных со­су­дов кожи.
26.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме кро­во­снаб­же­ния почки че­ло­ве­ка:

при­но­ся­щая ар­те­рио­ла → ? → вы­но­ся­щая ар­те­рио­ла.

1) по­чеч­ная ар­те­рия;
2) вто­рич­ные ка­пил­ля­ры;
3) ка­пил­ляр­ный клу­бо­чек;
4) моз­го­вое ве­ще­ство почки;
5) из­ви­той ка­на­лец I по­ряд­ка.
27.  
i

Ука­жи­те кро­ве­нос­ный сосуд боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния че­ло­ве­ка, в ко­то­ром течет ар­те­ри­аль­ная кровь:

1) ле­гоч­ная вена;
2) пе­че­ноч­ная вена;
3) ле­гоч­ная ар­те­рия;
4) ниж­няя полая вена;
5) по­дош­вен­ная ар­те­рия стопы.
28.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ния, ка­са­ю­щи­е­ся ды­ха­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

а)  в осу­ществ­ле­нии ак­тив­но­го вы­до­ха при­ни­ма­ют уча­стие ... меж­ре­бер­ные мышцы; б) от по­ло­сти рта но­со­вая по­лость от­де­ле­на....

1) а — на­руж­ные; б — твер­дым нёбом;
2) а — внут­рен­ние; б — твер­дым нёбом;
3) а — на­руж­ные; б — над­гор­тан­ни­ком;
4) а — внут­рен­ние; б — над­гор­тан­ни­ком;
5) а — внут­рен­ние; б — щи­то­вид­ным хря­щом.
29.  
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны опи­са­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Ба­ра­нец обык­но­вен­ный:

 

(1)Ба­ра­нец обык­но­вен­ный  — мно­го­лет­нее веч­но­зе­ле­ное рас­те­ние с ко­рот­ким кор­не­ви­щем и по­бе­га­ми вы­со­той 10−20 см. (2)Его уз­ко­лан­цет­ные ли­стья рас­по­ло­же­ны по спи­ра­ли. (З)Про­из­рас­та­ет ба­ра­нец пре­иму­ще­ствен­но в ста­ро­воз­раст­ных ело­вых и ши­ро­ко­лист­вен­но-ело­вых лесах. (4)Реже вид встре­ча­ет­ся в чер­нооль­ховых лесах. (5)Ба­ра­нец пред­по­чи­та­ет сла­бо­кис­лую почву, не­зна­чи­тель­ную осве­щен­ность и уме­рен­ное увлаж­не­ние. (б)Спо­ро­но­сит он во вто­рой по­ло­ви­не лета. (7)Может рас­те­ние раз­мно­жать­ся и ве­ге­та­тив­но (опа­да­ю­щи­ми вы­вод­ко­вы­ми поч­ка­ми).

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

30.  
i

На схеме изоб­ра­же­на пи­ще­вая сеть, со­сто­я­щая из паст­бищ­ных цепей (виды обо­зна­че­ны бук­ва­ми; стрел­ки ука­зы­ва­ют на­прав­ле­ние пе­ре­хо­да энер­гии между ви­да­ми; про­ду­цен­ты яв­ля­ют­ся ис­клю­чи­тель­но ав­то­тро­фа­ми).

Опре­де­ли­те сум­мар­ное ко­ли­че­ство видов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми III по­ряд­ка в какой-либо из цепей дан­ной пи­ще­вой сети.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 5.

31.  
i

Для каж­дой пары ор­га­низ­мов ука­жи­те тип био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний:

Ор­га­низ­мы

A)  божья ко­ров­ка и тля

Б)  тру­то­вый гриб и бе­ре­за

B)  кле­вер и азот­фик­си­ру­ю­щая клу­бень­ко­вая бак­те­рия

Г)  че­ре­па­ха и рыба-при­ли­па­ло, при­креп­ля­ю­ща­я­ся для пе­ре­дви­же­ния к пан­ци­рю че­ре­па­хи

Д)  томат и рас­те­ние за­ра­зи­ха, при­креп­ля­ю­ще­е­ся кор­ня­ми-при­сос­ка­ми к то­ма­ту и пи­та­ю­ще­е­ся за его счет

Тип вза­и­мо­от­но­ше­ний

1)  му­ту­а­лизм

2)  па­ра­зи­тизм

3)  кон­ку­рен­ция

4)  хищ­ни­че­ство

5)  ком­мен­са­лизм

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.

32.  
i

Уста­но­ви­те, ка­ко­му этапу эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия по­зво­ноч­ных жи­вот­ных со­от­вет­ству­ет каж­дый из при­ве­ден­ных про­цес­сов:

Про­цесс

A)  фор­ми­ро­ва­ние хорды

Б)  об­ра­зо­ва­ние бла­сто­ме­ров

B)  об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной кишки

Г)  фор­ми­ро­ва­ние тка­ней внут­рен­ней среды

Этап раз­ви­тия

1)  дроб­ле­ние

2)  га­стру­ля­ция

3)  гисто-и ор­га­но­ге­нез

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: АЗБ2В1Г1.

33.  
i

Для каж­до­го при­ме­ра ви­до­об­ра­зо­ва­ния ука­жи­те форму изо­ля­ции, ко­то­рая обу­сло­ви­ла ви­до­об­ра­зо­ва­ние:

При­мер ви­до­об­ра­зо­ва­ния

A)  ди­пло­ид­ная и по­лип­ло­ид­ная расы ря­би­ны обык­но­вен­ной

Б)  расы мари белой, об­ра­зо­вав­ши­е­ся в ре­зуль­та­те сме­ще­ния сро­ков цве­те­ния

из-за раз­лич­но­го ре­жи­ма увлаж­не­ния

B)  по­пу­ля­ции сель­ди ат­лан­ти­че­ской с раз­ны­ми сро­ка­ми и ме­ста­ми не­ре­ста,

раз­ли­ча­ю­щи­ми­ся тем­пе­ра­ту­рой воды

Г)  близ­ко­род­ствен­ные виды цикад, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сиг­наль­ны­ми зву­ка­ми,

ко­то­рые они по­да­ют для при­вле­че­ния осо­бей про­ти­во­по­лож­но­го пола

Форма изо­ля­ции

1)  ге­не­ти­че­ская

2)  это­ло­ги­че­ская

3)  эко­ло­ги­че­ская

4)  мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ская

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А4Б4В2Г1.

34.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ди­пло­ид­но­го вида шпи­на­та ого­род­но­го 12 хро­мо­сом. В ре­зуль­та­те му­та­ции об­ра­зо­вал­ся три­п­ло­ид. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в со­ма­ти­че­ских клет­ках три­п­ло­и­да?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

35.  
i

Ген, со­дер­жа­щий за­ко­ди­ро­ван­ную ин­фор­ма­цию о 650 ами­но­кис­ло­тах, вклю­ча­ет также про­мо­тор из 47 нук­лео­ти­дов и тер­ми­на­тор из 1 три­пле­та. Рас­счи­тай­те, какую длину (нм) имеет этот ген, если длина од­но­го нук­лео­ти­да равна 0,34 нм.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 150.

36.  
i

За­бо­ле­ва­ние че­ло­ве­ка, свя­зан­ное с де­фек­том био­син­те­за сте­ро­и­дов, на­сле­ду­ет­ся как ре­цес­сив­ный при­знак. Одна из его форм опре­де­ля­ет­ся ауто­сом­ным геном, дру­гая  — сцеп­ле­на с Х-хро­мо­со­мой. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния здо­ро­вых детей в семье, где ро­ди­те­ли здо­ро­вы, при этом оба яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми гена этого за­бо­ле­ва­ния (мать ди­ге­те­ро­зи­гот­ная).

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

37.  
i

В про­цес­се гли­ко­ли­за об­ра­зо­ва­лось 240 молей пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты. Рас­счи­тай­те, сколь­ко молей СO2 об­ра­зо­ва­лось в ходе этапа ды­ха­ния, про­те­ка­ю­ще­го в ми­то­хон­дри­ях, при пол­ном окис­ле­нии этого ко­ли­че­ства пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те.

На­при­мер: 150.

38.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у мхов при про­рас­та­нии споры об­ра­зу­ет­ся про­то­не­ма;

2)  среди па­по­рот­ни­ков име­ют­ся эпи­фи­ты, лианы, вод­ные и дре­во­вид­ные рас­те­ния;

3)  у сфаг­но­вых мхов и па­по­рот­ни­ков име­ет­ся под­зем­ный сте­бель  — кор­не­ви­ще, от ко­то­ро­го от­хо­дят корни и ли­стья;

4)  в от­ли­чие от ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го у ор­ля­ка обык­но­вен­но­го ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том;

5)  ку­куш­кин лен обык­но­вен­ный, сфаг­нум мяг­кий и дру­гие мхи имеют бес­цвет­ный, ли­шен­ный хло­ро­фил­ла га­ме­то­фит, ко­то­рый раз­ви­ва­ет­ся в сим­би­о­зе с гри­ба­ми.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

39.  
i

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя слова из при­ве­ден­но­го спис­ка:

 

ПлодТип око­ло­плод­ни­каПри­мер рас­те­ния
... (А)Соч­ныйРя­би­на
Кры­лат­ка... (Б)Клен
Стру­чокСухой, вскры­ва­ю­щий­ся... (В)

 

Спи­сок слов:

1)  ягода;

2)  яб­ло­ко;

3)  соч­ный;

4)  сухой, вскры­ва­ю­щий­ся;

5)  сухой, нев­скры­ва­ю­щий­ся;

6)  горох;

7)  лютик;

8)  ка­пу­ста;

9)  оду­ван­чик.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1БЗВ6.

40.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние ка­ра­ся се­реб­ря­но­го, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку семь под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  род Ка­рась;

2)  тип Хор­до­вые;

3)  цар­ство Жи­вот­ные;

4)  отдел По­зво­ноч­ные;

5)  вид Ка­рась се­реб­ря­ный;

6)  класс Кост­ные рыбы;

7)  се­мей­ство Кар­по­вые;

8)  отряд Кар­по­об­раз­ные;

9)  класс Хря­ще­вые рыбы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 4132568.

41.  
i

Срав­ни­те реч­но­го рака и ко­ро­мыс­ло. Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для обоих жи­вот­ных:

 

1)  гер­ма­фро­ди­ты;

2)  уси­ков одна пара;

3)  име­ет­ся пара фа­се­точ­ных глаз;

4)  хо­диль­ных ко­неч­но­стей пять пар;

5)  име­ет­ся брюш­ная нерв­ная це­поч­ка;

6)  ор­га­ны вы­де­ле­ния  — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды;

7)  тело по­кры­то хи­ти­ни­зи­ро­ван­ной ку­ти­ку­лой.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 135.

42.  
i

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты груп­пы юных на­ту­ра­ли­стов.

Изу­чив диа­грам­му (см. рис.) и вы­явив общую за­ко­но­мер­ность, мы стали срав­ни­вать дру­гих жи­вот­ных, а затем рас­пре­де­ли­ли их по груп­пам. В груп­пу А были вклю­че­ны жи­вот­ные, масса ко­то­рых менее 500 г. Это пред­ста­ви­те­ли от­ря­да Ру­ко­кры­лые, а также мышь, хомяк и ласка. В груп­пу В (0,5−1 кг) вошли пред­ста­ви­те­ли от­ря­да На­се­ко­мо­яд­ные, а также белка, в груп­пу С (1,1−5 кг)  — ку­ни­ца, он­дат­ра, нут­рия, в груп­пу D (5,1−15 кг)  — ли­си­ца, выдра, рысь, бар­сук, мар­тыш­ка, в груп­пу Е (15,1−50 кг)  — бобр, волк, шим­пан­зе. Прак­ти­че­ски все пред­ста­ви­те­ли от­ря­дов Пар­но­ко­пыт­ные и Не­пар­но­ко­пыт­ные, ко­то­рых мы срав­ни­ва­ли, ве­си­ли более 250 кг и со­ста­ви­ли груп­пу G. Ис­клю­че­ни­ем стал кабан, его масса была мень­ше (около 80 кг). Его, а также мор­ско­го ко­ти­ка, оран­гу­та­на и го­рил­лу, масса ко­то­рых 51−250 кг, объ­еди­ни­ли в груп­пу F.

Ис­поль­зуя дан­ные тек­ста, рас­по­ло­жи­те сле­ду­ю­щих жи­вот­ных из числа изу­чен­ных юными на­ту­ра­ли­ста­ми в по­ряд­ке уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти по­треб­ле­ния ими кис­ло­ро­да в рас­че­те на 1 г массы тела (при оди­на­ко­вых внеш­них усло­ви­ях):

 

1)  еж;

2)  олень;

3)  мышь;

4)  выдра;

5)  го­рил­ла.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

43.  
i

Для каж­до­го ве­ще­ства ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щее опи­са­ние:

Ве­ще­ство

A)  ли­па­за

Б)  эла­стин

B)  ро­доп­син

Г)  ин­тер­фе­рон

Д)  желч­ная кис­ло­та

Опи­са­ние

1)  ком­по­нент сек­ре­та пе­че­ни

2)  све­то­чув­стви­тель­ный белок кле­ток сет­чат­ки глаза

3)  пи­ще­ва­ри­тель­ный фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий жиры

4)  белок, за­щи­ща­ю­щий ор­га­низм от ви­рус­ных ин­фек­ций

5)  пи­ще­ва­ри­тель­ный фер­мент, рас­щеп­ля­ю­щий по­ли­са­ха­ри­ды

6)  фиб­рил­ляр­ный белок, вы­пол­ня­ю­щий струк­тур­ную функ­цию

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б4В5Г2Д1.

44.  
i

Че­ло­век уко­лол иглой палец и не­про­из­воль­но от­дер­нул руку. Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность пе­ре­да­чи нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге этого со­ма­ти­че­ско­го ре­флек­са, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  аксон вста­воч­но­го ней­ро­на;

2)  тело дви­га­тель­но­го ней­ро­на;

3)  ган­глий сим­па­ти­че­ско­го ство­ла;

4)  зад­ний ко­ре­шок спин­но­моз­го­во­го нерва;

5)  пе­ред­ний ко­ре­шок спин­но­моз­го­во­го нерва;

6)  чув­стви­тель­ные нерв­ные окон­ча­ния в коже;

7)  зона кожно-мы­шеч­ной чув­стви­тель­но­сти коры боль­ших по­лу­ша­рий.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41525.