Биологический объект, который является элементарной единицей организменного уровня организации живых систем, изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Биологический объект, который является элементарной единицей организменного уровня организации живых систем, изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Зооценоз — это компонент:
Чрезмерное использование в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов — это одна из причин:
Геном кукурузы был изменен путем генно-инженерных операций и содержит активно функционирующие гены другого организма. Такая кукуруза называется:
Хитин — это:
Для трех видов живых организмов (a−в) были установлены диапазоны переносимых температур:
а) от −20 °С до +35 °С; б) от −10 °С до +55 °С; в) от +5 °С до +50 °С.
Расположите данные виды в порядке увеличения их экологической пластичности:
Из пяти приведенных примеров четыре можно отнести к одной форме естественного отбора. Укажите «лишний» пример, который к этой форме отбора не относится:
Из пяти приведенных признаков четыре можно отнести к одной большой человеческой расе. Укажите «лишний» признак, который к этой расе не относится:
Дополните предложения:
а) кариотип мужчины, страдающего фенилкетонурией, — ...;
б) для определения влияния генетических факторов и условий среды на развитие фенотипических признаков организма человека используется ... метод исследования.
Укажите набор хромосом (n) и количество хроматид (c) в клетке, обозначенной на схеме сперматогенеза цифрой 4:
В анафазе митоза:
Укажите верное утверждение:
Укажите понятия, непосредственно не относящиеся к процессу фотосинтеза:
а) восстановление НАДФ+; б) АТФ-синтетаза; в) грана; г) пептидная связь; д) гликоген.
На схеме строения цветка столбик пестика обозначен цифрой:
Видоизмененным побегом является:
Крупный, чаще подковообразный хлоропласт и бесполый способ размножения неподвижными спорами характерны для:
Укажите утверждение, неверное в отношении листа покрытосеменных растений:
Грибы отличаются от большинства растений тем, что они:
Известно, что бактерия является анаэробной патогенной бациллой. Выберите из текста предложения, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:
(1)Столбняк — острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией. (2)Это крупная грамположительная палочковидная бактерия, вырабатывающая один из самых сильных биологических ядов. (3)Поверхность клетки покрыта многочисленными жгутиками. (4)Бактерия образует овальные споры, превышающие диаметр клетки в 2−3 раза. (5)Они устойчивы к воздействиям внешней среды и могут длительное время сохраняться в почве. (6)Для своего развития эта бактерия не требует наличия свободного кислорода.
Укажите верные утверждения:
а) плоские черви — раздельнополые животные с внутренним оплодотворением; б) у планарии кишечник слепо замкнутый, анального отверстия нет; в) у плоских червей нет кровеносной системы; г) для профилактики заражения человека бычьим цепнем необходимо уничтожать мух — переносчиков финн червя.
У малого прудовика:
а) органом выделения является почка; б) разбросанно-узловая нервная система; в) замкнутая кровеносная система; г) прямое развитие.
У животного, сердце которого изображено на рисунке, можно обнаружить:
В состав мозгового отдела черепа человека не входит... кость:
Центральный отдел слуховой сенсорной системы человека включает в себя:
Человек находится в помещении, воздух в котором умеренно увлажнен и охлажден до +5 °C. Укажите наиболее эффективный в данных условиях механизм терморегуляции:
Укажите недостающее звено в схеме кровоснабжения почки человека:
приносящая артериола → ? → выносящая артериола.
Укажите кровеносный сосуд большого круга кровообращения человека, в котором течет артериальная кровь:
Дополните предложения, касающиеся дыхательной системы человека:
а) в осуществлении активного выдоха принимают участие ... межреберные мышцы; б) от полости рта носовая полость отделена....
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены описания экологического критерия вида Баранец обыкновенный:
(1)Баранец обыкновенный — многолетнее вечнозеленое растение с коротким корневищем и побегами высотой 10−20 см. (2)Его узколанцетные листья расположены по спирали. (З)Произрастает баранец преимущественно в старовозрастных еловых и широколиственно-еловых лесах. (4)Реже вид встречается в черноольховых лесах. (5)Баранец предпочитает слабокислую почву, незначительную освещенность и умеренное увлажнение. (б)Спороносит он во второй половине лета. (7)Может растение размножаться и вегетативно (опадающими выводковыми почками).
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды обозначены буквами; стрелки указывают направление перехода энергии между видами; продуценты являются исключительно автотрофами).
Определите суммарное количество видов, которые являются консументами III порядка в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Для каждой пары организмов укажите тип биотических взаимоотношений:
A) божья коровка и тля
Б) трутовый гриб и береза
B) клевер и азотфиксирующая клубеньковая бактерия
Г) черепаха и рыба-прилипало, прикрепляющаяся для передвижения к панцирю черепахи
Д) томат и растение заразиха, прикрепляющееся корнями-присосками к томату и питающееся за его счет
1) мутуализм
2) паразитизм
3) конкуренция
4) хищничество
5) комменсализм
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2Д1.
Установите, какому этапу эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждый из приведенных процессов:
A) формирование хорды
Б) образование бластомеров
B) образование первичной кишки
Г) формирование тканей внутренней среды
1) дробление
2) гаструляция
3) гисто-и органогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: АЗБ2В1Г1.
Для каждого примера видообразования укажите форму изоляции, которая обусловила видообразование:
A) диплоидная и полиплоидная расы рябины обыкновенной
Б) расы мари белой, образовавшиеся в результате смещения сроков цветения
из-за различного режима увлажнения
B) популяции сельди атлантической с разными сроками и местами нереста,
различающимися температурой воды
Г) близкородственные виды цикад, различающиеся сигнальными звуками,
которые они подают для привлечения особей противоположного пола
1) генетическая
2) этологическая
3) экологическая
4) морфофизиологическая
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б4В2Г1.
В кариотипе диплоидного вида шпината огородного 12 хромосом. В результате мутации образовался триплоид. Сколько хромосом содержится в соматических клетках триплоида?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ген, содержащий закодированную информацию о 650 аминокислотах, включает также промотор из 47 нуклеотидов и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, какую длину (нм) имеет этот ген, если длина одного нуклеотида равна 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 150.
Заболевание человека, связанное с дефектом биосинтеза стероидов, наследуется как рецессивный признак. Одна из его форм определяется аутосомным геном, другая — сцеплена с Х-хромосомой. Определите вероятность (%) рождения здоровых детей в семье, где родители здоровы, при этом оба являются носителями гена этого заболевания (мать дигетерозиготная).
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
В процессе гликолиза образовалось 240 молей пировиноградной кислоты. Рассчитайте, сколько молей СO2 образовалось в ходе этапа дыхания, протекающего в митохондриях, при полном окислении этого количества пировиноградной кислоты.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте.
Например: 150.
Укажите верные утверждения:
1) у мхов при прорастании споры образуется протонема;
2) среди папоротников имеются эпифиты, лианы, водные и древовидные растения;
3) у сфагновых мхов и папоротников имеется подземный стебель — корневище, от которого отходят корни и листья;
4) в отличие от кукушкиного льна обыкновенного у орляка обыкновенного листостебельное растение является спорофитом;
5) кукушкин лен обыкновенный, сфагнум мягкий и другие мхи имеют бесцветный, лишенный хлорофилла гаметофит, который развивается в симбиозе с грибами.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя слова из приведенного списка:
Плод | Тип околоплодника | Пример растения |
---|---|---|
... (А) | Сочный | Рябина |
Крылатка | ... (Б) | Клен |
Стручок | Сухой, вскрывающийся | ... (В) |
Список слов:
1) ягода;
2) яблоко;
3) сочный;
4) сухой, вскрывающийся;
5) сухой, невскрывающийся;
6) горох;
7) лютик;
8) капуста;
9) одуванчик.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1БЗВ6.
Определите систематическое положение карася серебряного, начиная с самого низкого ранга, расположив по порядку семь подходящих элементов из приведенных:
1) род Карась;
2) тип Хордовые;
3) царство Животные;
4) отдел Позвоночные;
5) вид Карась серебряный;
6) класс Костные рыбы;
7) семейство Карповые;
8) отряд Карпообразные;
9) класс Хрящевые рыбы.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132568.
Сравните речного рака и коромысло. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) гермафродиты;
2) усиков одна пара;
3) имеется пара фасеточных глаз;
4) ходильных конечностей пять пар;
5) имеется брюшная нервная цепочка;
6) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
7) тело покрыто хитинизированной кутикулой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) еж;
2) олень;
3) мышь;
4) выдра;
5) горилла.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Для каждого вещества организма человека подберите соответствующее описание:
A) липаза
Б) эластин
B) родопсин
Г) интерферон
Д) желчная кислота
1) компонент секрета печени
2) светочувствительный белок клеток сетчатки глаза
3) пищеварительный фермент, расщепляющий жиры
4) белок, защищающий организм от вирусных инфекций
5) пищеварительный фермент, расщепляющий полисахариды
6) фибриллярный белок, выполняющий структурную функцию
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б4В5Г2Д1.
Человек уколол иглой палец и непроизвольно отдернул руку. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) аксон вставочного нейрона;
2) тело двигательного нейрона;
3) ганглий симпатического ствола;
4) задний корешок спинномозгового нерва;
5) передний корешок спинномозгового нерва;
6) чувствительные нервные окончания в коже;
7) зона кожно-мышечной чувствительности коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.